Террористический акт (ст. 205 УК РФ): уголовно-правовой и криминологический анализ

Лилия Руслановна Кузяева (lilia.cuzyaewa@yandex.ru)
юридический факультет, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского
Январь, 2018
Полный текст (внешний сайт)
 
В 2018 году окончила обучение в магистратуре юридического факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского.
 

Автореферат

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»


Кафедра уголовного,
экологического права
и криминологии



Террористический акт (ст. 205 УК РФ): уголовно-правовой и криминологический анализ


АВТОРЕФЕРАТ МАГИСТЕРСКОЙ РАБОТЫ

студентки 3 курса 365 группы,
направления 40.04.01 «Юриспруденция»
юридического факультета
Кузяевой Лилии Руслановны




Научный руководитель
доцент кафедры уголовного,
экологического права
и криминологии,
к.ю.н., доцент ___________ С.В. Шошин



Заведующий кафедрой уголовного,
экологического права и криминологии,
д.ю.н, профессор ___________ Н.Т. Разгельдеев




Саратов 2017
Введение. Актуальность темы магистерской работы определяется тем, что сегодня, терроризм не только представляет собой угрозу национальной безопасности отдельно взятого государства, но также подрывает мировой правопорядок и, тем самым, является глобальной угрозой всего международного сообщества. Очевидно, что необходима активизация последовательной и наступательной борьбы с терроризмом, его предупреждением и сведения к минимуму наступления тяжких последствий.
Эффективные итоги борьбы с терроризмом за 2017 год на заседании Национального антитеррористического комитета озвучил директор ФСБ России - председатель НАК Александр Бортников. Он отметил, что в «текущем году было предотвращено на стадии приготовления 61 преступление террористической направленности, в том числе 18 терактов в местах массового пребывания людей и на критически важных объектах, пресечена деятельность 56 законспирированных террористических ячеек. В течение года при координирующей роли Комитета и Штаба реализован комплекс мер, в результате чего задержано 1018, нейтрализовано 78 бандитов и их пособников».
Несмотря на все усилия органов государственной безопасности имеются случаи совершения террористических актов и проявления очагов террористической активности в различных регионах России, в частности недавние события в Санкт-Петербурге и Ханты-Мансийском автономном округе . В связи с этим необходимо постоянное совершенствование как государственного, так и международного механизма противодействия этому негативному явлению.
Объектом исследования являются как общественные отношения, которые складываются в результате нарушения основ общественной безопасности, в результате посягательства на жизнь, здоровье и собственность, так и особенности определения социально-правовой характеристики террористического акта, характеристика личности преступника-террориста и характеристика системы противодействия терроризму, а также меры предупреждения совершения террористических актов.
Предметом исследования составляют нормы уголовного законодательства Российской Федерации, связанные с совершением преступлений террористического характера, материалы правоприменительной практики и теоретическая база, содержащаяся в научных источниках, посвященные выбранной теме исследования.
Цель магистерской работы состоит в выявлении социально-правовой характеристики терроризма, обоснование социальной обусловленности уголовно-правовых норм об ответственности за террористический акт, характеристики системы противодействия терроризму, в изучении мер безопасности как средств по предупреждению террористических актов, а также в систематизации выводов и предложений, которые в дальнейшем могут быть использованы в профилактике и борьбе с терроризмом правоохранительными органами.
Достижение указанной цели возможно через решение следующих задач:
- проанализировать этимологию, правовую природу терроризма, выделить основные черты и особенности этого явления, его тенденции, раскрыть уголовно-правовое содержание террористического акта;
- уточнить его определение с учетом сложившейся практики по делам данной категории; проанализировать объективные и субъективные признаки террористического акта, его квалифицирующие признаки;
- обосновать пути совершенствования уголовного законодательства РФ об ответственности за террористический акт;
- выработать рекомендации для повышения качества квалификации террористического акта.
Теоретическую основу работы составляют научные статьи, монографии ученых, занимающихся исследованием проблем терроризма.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в работе положения могут быть использованы в дальнейших научных трудах и в профилактике и борьбе с терроризмом правоохранительными органами.
Научная новизна магистерского исследования представляет собой, по существу, попытку комплексного анализа террористического акта, вынесение предложений по изменению внутреннего законодательства России в целях правильного применения норм уголовного закона правоохранительных органов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Террористический акт с объективной стороны выражается в двух альтернативных формах: в совершении взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий: в угрозе совершения указанных действий.
2. Действия при совершении террористического акта должны быть устрашающими население и создавать опасность наступления последствий в виде гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.
3. Предлагаем в диспозицию ч. 1 ст. 205 УК РФ, наряду с такими деяниями, как взрыв и поджег, в качестве способа совершения террористического акта указывать такой способ, как применение огнестрельного оружия. Кроме того, ч. 1 ст. 205 УК РФ необходимо дополнить разделительными союзами «либо» между фиксацией способов совершения террористического акта, что будет указывать на альтернативность последних. Полагаем, что применение огнестрельного оружия также следует относить к числу способов террористического акта. Такие действия, как применение огнестрельного оружия, способны устрашить население и создать опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.
4. Автором рассмотрены квалифицирующие составы террористического акта, с учетом разъяснений Верховного суда РФ.
5. В настоящее время нет общего понятия «терроризм». На наш взгляд, терроризм - это социально-политическое явление, идеология насилия, а террористический акт – это формы его проявления (противоправные деяния, деятельность).
6. Противодействие терроризму должно строиться не только на правовых источниках, но и на реальной их реализации, на нормализации экономики, политики и социального положения в стране.
Апробация работы. Результаты магистерского исследования прошли следующую апробацию:
- было доложено на Х Всероссийской научной студенческой конференции «Современные правовые проблемы: взгляд студентов», проводимой юридическим факультетом СГЮА МЮИ на тему «Современные детерминанты терроризма» 1 декабря 2017 года.
Основное содержание работы. Терроризм сегодня охватил большинство стран мира. Он многообразен и многонационален, бесчеловечен и жесток. Терроризм влечет за собой массовые человеческие жертвы, разрушает духовные, материальные, культурные ценности. В результате террористических актов гибнут невинные люди.
Террористические акты, действия террористов освещаются в средствах массовой информации, что усиливает у людей чувство незащищенности, страх перед лицом террора. Только за последний год в мире произошла череда террористических актов: теракт в аэропорту имени Ататюрка, теракты в Брюсселе 22 марта 2016 года, взрыв в Газиантепе (август 2016), взрыв в Стамбуле 12 января 2016 года, взрывы в Стамбуле 10 декабря 2016 года, Двойной теракт в Багдаде (2016), Теракты в Ливии и Египте 7-8 января 2016 года, теракты в Саудовской Аравии (2016), убийство Андрея Карлова, теракт в Париже в апреле 2017 г. Суть терроризма - насилие с целью устрашения.
Террористы преследуют определенные цели – революции, обретения независимости некоторой территорией, дестабилизация общества, развязывания войны и так далее.
Понятие «терроризм» следует рассматривать в трех аспектах: международно-правовом, социально-политическом (общеправовом), криминологическом (как вид преступности). Терроризм относится к весьма опасным преступлениям. Ответственность за терроризм впервые была введена в России Федеральным законом от 1 июля 1994 г. № 10-ФЗ (ред. от 18.12.2001) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» До этого предусматривалась ответственность лишь за террористический акт (ст. 66) и террористический акт против представителя иностранного государства (ст. 67).
В законодательстве Российской Федерации терроризм – это «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».
При этом следует отметить, что в УК РФ отсутствует определение терроризма. Полагаем, что терроризм и террористический акт соотносятся как общее и частное, т. е. терроризм – это социально-политическое явление, идеология насилия, а террористический акт – это формы его проявления (противоправные деяния, деятельность) .
В юридической литературе есть мнение о том, что террористический акт является общей нормой по отношению к захвату заложника. Отграничить захват заложников от террористического акта можно по дополнительному непосредственному объекту, потерпевшему, объективной стороне, целям, а также условиям освобождения от уголовной ответственности. Дополнительным непосредственным объектом захвата заложника является социально значимые отношения, обеспечивающие свободу личности. Обязательным признаком захвата заложника является потерпевший - лицо, захваченное либо удерживаемое в качестве заложника. Захват заложника от террористического акта отличается по признакам объективной стороны - удержанием человека или захватом. При захвате заложника насилие, кроме насильственного ограничения свободы либо воспрепятствования оставить определенное место и возможных последствий, ни в чем другом не выражается.
Отсутствие опасности для большого количества людей присуще для захвата заложника. Редкость – создание опасности для большого количества людей при захвате заложника, и возможно, в случае если захват заложника, к примеру, является составной частью террористического акта. Это преступное деяние различается специфичностью цели - совершение представителями государства, организациями либо гражданами определенных действий как условия для освобождения заложника.
По объективной стороне, цели и субъекту отграничивают террористический акт от состава организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем. Объективная сторона 208 статьи УК РФ характеризуется непосредственным созданием незаконного вооруженного формирования, а помимо этого в равной степени руководстве этим формированием или его финансированием или в непосредственном участии в нем .
Объективную сторону диспозиции ст. 205 УК РФ включен элемент оценки действий как «устрашающих население», т. е. сделан акцент на то, что действия должны носить явно устрашающий характер, которые по своему характеру способны вызвать страх у людей за свою жизнь и здоровье, безопасность близких, сохранность имущества и т. п. Ранее элемент устрашения в диспозиции этой статьи был назван специальной целью террористического акта.
Одним из непосредственных проявлений терроризма является террористический акт. Уголовная ответственность за него предусмотрена ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее — УК РФ). В УК РФ закреплены и другие преступления террористической направленности. В доктрине же содержится наибольший круг деяний смежных с террористическим актом, чем в законодательстве. По мнению О.В. Левашовой, в УК РФ закреплены более сорока составов преступлений, содержащих признаки терроризма. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года №1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности», ст. 24 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», к иным преступлениям террористической направленности следует отнести: «содействие террористической деятельности» (ст. 205.1 УК РФ); «публичные призывы к осуществлению террористической деятельности» (ст. 205.2 УК РФ); «несообщение о преступлении» (ст. 205.6 УК РФ); «захват заложника» (ст. 206 УК РФ), «заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), «посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля» (ст. 277 УК РФ), «прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности» (ст. 205.3 УК РФ); «организация террористического сообщества и участие в нем» (ст. 205.4 УК РФ); «организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации» (ст. 205.5 УК РФ) и другие. На сегодняшний день наиболее актуальным является развитие международного терроризма и появления новой 361 статьи в УК РФ «Акт международного терроризма».
Объективная сторона террористического акта выражается в совершении взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека и т.п. Целью деяния, предусмотренного ст. 205.1 УК РФ, является совершение хотя бы одного из указанных в ч. 1 ст. 205 1 УК РФ преступлений.
Субъектом в данном преступлении является физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Целью совершения террористического акта является дестабилизация деятельности органов власти или международных организаций либо воздействие на принятие ими решений. Субъектом террористического акта выступает любое физическое вменяемое лицо, достигшее 14 лет. Внимания заслуживает положение о том, что если в УК РФ ответственность за террористический акт устанавливается с 14 лет, то за некоторые преступления, содействующие террористической деятельности – с 16 лет.
Объект является одним из элементов состава преступления. Статья 205 УК РФ находится в главе 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности» раздела IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». В связи с различным характером преступлений, объединенных в главе 24 УК РФ, видовой объект этой группы носит кумулятивный характер и включает в себя общественную безопасность в нескольких сферах. Под родовым объектом, для преступлений, предусмотренных разделом IX УК РФ, следует понимать общественные отношения, которые обеспечивают безопасность в различных сферах жизни общества. К ним можно отнести общественную безопасность, экологическую безопасность, безопасность здоровья населения, безопасность движения и эксплуатации транспорта, а также безопасность в сфере компьютерной информации. Придерживаясь данной точки зрения, можно выделить непосредственный объект террористического акта. Под непосредственным объектом понимается объект отдельного конкретного преступления, как части родового и видового объектов, это то общественное отношение, которому причиняется вред в результате совершения преступления, предусмотренного конкретной уголовно-правовой нормой.
Анализируя деятельность современных террористов, исследователь М. Болтунов выделяет высокий профессионализм террористов: «Готовясь к операции, террористические банды тщательно разрабатывают все детали нападения, просчитывают действия спецподразделений, обладают достаточным уровнем информированности об их тактике и методах работы» .
Серьезность проблемы состоит в том, что терроризм вышел на новый виток развития. Объектом нападения могут становиться атмосфера, вода, средства связи и управления, транспорт, авиалинии, источники энергии, компьютерные системы и другие объекты инфраструктуры.
Террористические акты не могут быть обособлены от происходящих в стране криминальных процессов, а потому занимают свое место в структуре преступности. Надо иметь в виду еще и другое: преступность как общественно опасное социально-правовое явление представляет собой криминальный террор. Не случайно говорится, что преступность терроризирует общество.
Многие страны мира официально признали терроризм в качестве угрозы национальной безопасности. Актуальность террористической опасности отмечается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, где сказано: «Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России» .
В настоящее время, по данным исследователей, в мире насчитывается около 500 террористических организаций и групп . Многие из них накопили огромный опыт террористической деятельности, в некоторых сменилось не одно поколение профессионалов. В современных условиях они представляют реальную угрозу. Среди них следует, в первую очередь, назвать Аль-Джихад («Священная война» — Египет), Аль-Каида (международная основа); Хезболла (Партия Аллаха — Ливан); Аль-Ихван («Братья-мусульмане» — международная основа); «Талибан» (Афганистан) и др.

Заключение. В процессе настоящей работы можно сделать следующие выводы.
Терроризм явление сложное и многоаспектное. Оно нарушает нормальный уклад жизни общества, подрывает стабильное функционирование государства, работу его аппарата.
На основе анализа причин возникновения и распространения терроризма, мотивов совершения боевиками террористических актов представляется необходимым проводить меры:
1) социально-экономические: поддержка социально незащищенных категорий населения, поднятие экономики и развитие отраслей производства. Это способствует не только улучшению уровня жизни в стране, но и позволит уберечь социально незащищенные категории населения от участия в террористических организациях.
2) политические: пресечение сепаратистских настроений, радикализма и шовинизма, проведение качественных политических реформ (в частности, в миграционной сфере), продуманной политики государством. Эти меры позволят сохранить целостность государства, повысить удовлетворенность граждан политической сферой жизни общества.
3) культурные меры: повышение правовой культуры общества, уровня правосознания граждан; пресечение культа жестокости, пропаганды терроризма и экстремизма в СМИ; разграничение религии и идеологии терроризма; разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, формирование стойкого неприятия его обществом.
4) психологические меры: качественная работа с подрастающим поколением в образовательных учреждениях, оказание им своевременной и качественной психологической помощи.
Кроме того, в Российской Федерации действует обширная система органов, которая осуществляет функции предупреждения и борьбы с терроризмом. Однако повышенная опасность современного терроризма требуют совершенствования правовых и организационных механизмов противодействия терроризму.
На основе анализа совершенных терактов в России и за рубежом необходимо: улучшать и совершенствовать методы контрразведывательной, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности; своевременно пресекать каналы финансирования и ресурсной подпитки терроризма, незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ; сократить количество федеральных органов власти путем их объединения; усилить пограничный контроль, контроль за иностранными гражданами, въезжающими на территорию Российской Федерации; усилить контроль в местах массового пребывания людей, повысить защиту государственных служащих, особенно тех, кто исполняет свои трудовые функции за рубежом, в странах, граничащих с «горячими точками»; повысить ответственность лиц, проводить проверки сотрудников правоохранительных органов по несению службы в рабочее время; организовывать качественную психологическую работу с населением, в частности с молодежью и сотрудниками правоохранительных органов, проходивших службу на Северном Кавказе и в «горячих точках»; усилить контроль за распространением в сети Интернет радикальной информации, осуществлять мониторинг социальных сетей; совершенствовать научно-технические средства, приемы и методы ведения деятельности по предупреждению, пресечению, профилактике терроризма.
Для выработки согласованных действий государственным органам необходимо осуществлять взаимодействие между собой, и в целях обмена опытом и взаимопомощи осуществлять международное сотрудничество.
На международном уровне государствам нужно объединиться, выработать единую антитеррористическую стратегию, учитывающую реалии современного мира, практику государств по борьбе с терроризмом. В целях пресечения финансирования терроризма в отношении некоторых стран, организаций возможно введение ограничений в сфере торговли и финансов. Актуальным является вопрос об учреждении специального международного трибунала для осуждения преступлений терроризма.