ВОСПРИЯТИЕ БОЖЕСТВЕННЫХ ИМЕН КАК СУЩНОСТНЫХ ЭНЕРГИЙ В АНТИЧНОМ И ВИЗАНТИЙСКОМ ПЛАТОНИЗМЕ. ИСТОКИ ИМЯСЛАВИЯ

G. K. Musochranov, L. I. Musochranova

Аннотация


Статья раскрывает античные и византийские истоки имяславского учения об имени Божьем как сущностной энергии на основании письменных источников и их анализа. Ключом к проблеме становится теологическая традиция платонизма, в которой Божественная энергия воспринимается как онтологически выразительная категория, осуществляющая ономатическую, демиургическую и теургическую функцию. 


Ключевые слова


имяславие; платонизм; неоплатонизм; паламизм; энергия; Божественные имена; традиция.

Полный текст:

PDF >PDF

Литература


Источники

Василий Великий, свт. Письма. – М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007. – 420 с.

Григорий Нисский, свт. Догматические сочинения: в 2 т. –Краснодар: Текст, 2006. Т. 2. – 448 с.

Григорий Палама, свт. Антирретики против Акиндина. –Краснодар: Текст, 2010. – 368 с.

Григорий Палама, свт. Письмо к Акиндину / Мейендорф И. Ф. Письмо к Акиндину св. Григория Паламы // Православная мысль. Париж. 1955. 10. С. 113-126.

Григорий Палама, свт. Сто пятьдесят глав. – Краснодар: Текст, 2006. – 224 с.

Григорий Палама, свт. Трактаты. - Краснодар: Текст, 2007. – 256 с.

Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. – М.: Канон. 1995. – 384 с.

Давид Дисипат, мон. Полемические сочинения. История и богословие паламитских споров. – Москва; Святая гора Афон: Никея; Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2012. (Византийская философия. Т. 9; Smaragdos Philocalias). – 312 с.

Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Ред. тома и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев; Перевод М. Л. Гаспарова, 2-е изд. – М.: Мысль, 1986. – 571 с.

Дионисий Ареопагит. О божественных именах // Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника. – СПб.: «Алетейя», 2003. – 864 с.

Зизаний Л. И., прот. Большой Катехизис. – М., 1878. Единоверческое издание. – 404 листа.

Иустин Философ, мч. Апология вторая / Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. т. III, Сочинения древних христианских апологетов, Святой Иустин Философ. – М., 1862. С. 37-113.

Иоанн Дамаскин, прп., Феодор Студит, прп. О святых иконах и иконопочитании. – Краснодар: Текст, 2006. – 336 с.

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993. – 379 с.

Максим Исповедник, прп. Богословско-полемические сочинения (Opuscula Theologica et Polemica). – Святая гора Афон; СПб.: Издательство РХГА, 2014. – 808 с.

Максим Исповедник, прп. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. – 464 с.

Максим Исповедник, прп. Письма. – СПб.: Из-во СПбГУ, 2007. – 285 с.

Максим Исповедник, прп. Творения. Кн. 1. Аскетические и богословские трактаты. – М.: Мартис, 1993. – 354 с.

Марк Эфесский, свт. Силлогические главы о различении божественной сущности и энергии против ереси акиндинистов // Путь к священному безмолвию: Малоизвестные творения святых отцов-исихастов / Составление, общая редакция, предисловие и примечания А.Г. Дунаева. – М., 1999. С. 121-138.

Николай Кузанский. Сочинения в двух томах. Т. 1. – М.: Мысль, 1979. – 488 с.

Плотин. Эннеады. VI.1.5 / Перевод Т. Сидаш. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2005. – 408 с.

Плотин. Эннеады. V.1.6. / Перевод Т. Сидаш. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2005. – 320 с.

Прокл Диадох. Комментарий к «Кратилу» Платона / Петров А. В. Феномен теургии: Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период. – СПб.: Издательство РХГИ; Издательский Дом СПбГУ, 2003. С. 315-359.

Прокл Диадох. Комментарий к «Пармениду» Платона. / Пер., ст. и прим. Л. Ю. Лукомского. – СПб., Міръ. 2006. – 896 с.

Прокл Диадох. Комментарий к «Тимею». Книга I. Пер. С. В. Месяц. – М.: Издательство «Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина», 2012. – 376 с.

Прокл Диадох. Первоосновы теологии; Гимны. – М.: Издательская группа «Прогресс», VIA, 1993. – 319 с.

Прокл Диадох. Платоновская теология. Пер. с древнегреч., сост., статья, примечания, указатели, словарь Л. Ю. Лукомского. – СПб.: РХГИ, «Летний сад», 2001. – 624 с.

Псевдо-Аристотель. О мире // Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV вв. – М.: Республика, 1996. С. 182-196.

Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. – М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2000. – 451 с.

Aristotelis opera. – Berolini, 1831. V. 1. P. 391-401.

Basil the Great. Epistolae (189) // PG. Vol. 32. P. 684-696.

Gregory of Nyssa. Contra Eudomium // PG. Vol. 45. P. 244-1121.

Diogenis Laertii De clarorum philosophorum – vitis, dogmatibus et apophthegmatibus libri decem. P. Didot, 1850. P. 1-288.

Iohannes Damascenus. Pro sacris imaginibus orationis tres // PG. Vol. 94. P. 1232-1420.

Justinus Philosophus. Apologia secunda // PG. Vol. 6. P. 327-440.

Maximus Confessor. Ambiguorum Liber // PG. Vol. 91. P. 1031-1417.

Maximus Confessor. Epistolae (6) / PG. Vol. 91. P. 424-433.

Maximus Confessor. Opuscula Theologica et Polemica // PG. Vol. 91. P. 354-361.

Maximus Confessor. Orationis Dominicae brevis expositio / PG. Vol. 90. P. 872-909.

Nicolai de Cusa Opera Omnia. Vol. I: De docta ignorantia. Lipsiae, 1932. – 179 p.

Philo Judaeus. De confusione linguarum // Philonis Alexandrini opera quae supersunt. – Berlin: Reimer, 1897. Vol. II. P. 218-258.

Philo Judaeus. De sacrificiis Abelis et Caini // Philonis Alexandrini opera quae supersunt. – Berlin: Reimer, 1896. Vol. I. P. 202-257.

Philo Judaeus. De vita Mosis // Philonis Alexandrini opera quae supersunt. – Berlin: Reimer, 1902. Vol. IV. P. 199-268.

Procli. Commentarium in Platonis Parmenidem // Procli Opera inedita / ed. V. Cousin. – Paris, 1864. P. 603-1314.

Procli Diadochi. In Platonis Cratylum commentaria. – Leipzig: Teubner, 1908. – 149 p.

Procli, In Tim. Vol. I. – 475 p.

Procli, In Tim. Vol. II. – 333 p.

Proclus, Theol. Plat. Vol. I. – 173 p.

Proclus, Theol. Plat. Vol. II. 144 p.

Proclus, Theol. Plat. Vol. IV. – 204 p.

Proclus, Theol. Plat. Vol. V. – 479 p.

Proclus Diadohus. Commentary on the first Alcibiades of Plato. Critical text and indices by L. G. Westerink. – Amsterdam, 1954. – 197 p.

Proclus: The Elements of Theology. A Revised Text. ed. Eric Robertson Dodds, Oxford: Oxford University Press, 1963. – 348 p.

Procoro Cidone. Apologia di Procoro al Patriarca Filoteo nell’imminenza della condanna // Mercati G. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Meliteniota ed altri appunti per la storia della teologia e della letteratura bizantina del secolo XIV. – Citta del Vaticano, 1931. (Studi e Testi, 56). P. 296-313.

Theodorus Studita. Antirrheticus // PG. Vol. 99. P. 328-436.

Xenophontis. Memorabilia Socratis / Xenophontis operum. Ed. C. H. Weise. – Lipsiae, 1828. T. II. P. 3-176.

ΓΠΣ 1. – 743 p.

ΓΠΣ 2. – 703 p.

ΓΠΣ 3. – 532 p.

ΓΠΣ 4. – 406 p.

ΓΠΣ 5. – 298 p.

Δαβὶδ Δισυπάτου Λόγος κατὰ Βαρλαὰμ καὶ ‛Ακινδύνου πρὸς Νικόλαον Καβασιλάν // Τσάμη Δ. Г. Δαβὶδ Δισυπάτου Λόγος κατὰ Βαρλαὰμ καὶ ‛Ακινδύνου πρὸς Νικόλαον Καβασιλάν. – θεσσαλονίκη, 1973. P. 35-95.

Μάρκου ἀρχιεπισκόπου Ἐφέσου κεφάλαια συλλογιστικὰ κατὰ τῆς αἱρέσεως τῶν Ἀκινδυστῶν περὶ διακρίσεως θείας οὐσίας καὶ ἐνεργείας // Gass W. Die Mystik des Nikolaus Cabasilas vom Leben in Christo. – Greifswald, 1849. P. 217-232.

Исследования

Иларион (Алфеев) еп. Венский и Австрийский. Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров. – СПб., 2007. – 912 с.

Макаров, Д. И. Мариология Феофана Никейского и Псевдо-Дионисий Ареопагит: ещё раз о влиянии корпуса на исихастское богословие XIV в. // Записки Александрийского семинара. – СПб., 2011. № 1. С. 70-99.

Петров, В. В. Σύμβολα и συνθήματα в теургическом неоплатонизме Ямвлиха и Прокла // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма / Под общ. ред. В. В. Петрова. – М.: Круг, 2013. С. 148-166.

Реутин, М. Ю. «Христианский неоплатонизм» XIV века: Опыт сравнительного изучения богословских доктрин Иоанна Экхарта и Григория Паламы. Парижские диспутации Иоанна Экхарта. – М.: РГГУ, 2011. – 246 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.